Старый город Котор

Котор является крупнейшим древним городским поселением в Черногории. Его исторический центр расширялся на треугольной области между горами и морем, а также между рекой Шкурда и источником Гурдич.
В могучих стенах города городская матрица сохранила, в основном, свое средневековое просторное расположение с узкими извилистыми улочками и многочисленными площадями и «пьяцеттами», где главным акцентом являются городские церкви и дворцы.
Вокруг них расположены участки с гражданскими домами, фасады которых сделаны из хорошо обработанного камня, местного или корчуланского, что придает поселению гармонию и специфический средиземноморский колорит.
Мощные городские стены окружают исторический центр города, простираясь от края горы Св. Иоанна до ее вершины, как наиболее выдающиеся стратегические точки. Стены время от времени расширяли, по мере расширения города.
Когда именно началось их строительство не известно. Наиболее старая их часть расположена от северных ворот до реки Шкурда, а также в юго-западной части вблизи моря. Их вертикальная структура позже, когда люди начали использовать огнестрельное оружие, усилена наклонными контрфорсами на внешней стороне.
С 15 века Котор становится пограничным городом, и, в связи с постоянной угрозой турецкого вторжения, расширяются и укрепляются стены, строятся северные ворота (1540 г.), реконструируются западные (1555 г.) и многократно укрепляются южные ворота вблизи источника и бастиона Гурдич. Недалеко от моря, вдоль реки Шкурда, строятся бастионы с доминирующей Цитаделью.
На стенах работы велись вплоть до 19 века, особенно в верхней их части. В их пределах, на склоне горы, расположена церковь Богородицы здоровья, также известная как Богороица отдыха, которая служила для обрядов военных гарнизонов верхней крепости.
Древнейшим археологически обнаруженным строением внутри города является ранняя христианская базилика из 6 века, найденная под нынешней церковью Марии Коледжаты. По-видимому, это был кафедральный собор, что указывает на предположение, что Котор уже тогда являлся значительным поселением и епископским городом.
В начале 9 века город получает своего покровителя — святого Трифона (местный вариант — Трипун), которому в 809 году посвящается мемориальная церковь. Интенсивное городское развитие можно проследить только начиная с 12 века. В это время строится новый большой собор (1166 г.), а затем многочисленные романские церкви – Св. Лука (1195 г.), Мария Коледжата (1221 г.), Св. Анна (начало 13 века), Св. Павел (1263 г.) и некоторые несохраненные церкви.
Из готических зданий выделяется дворец Драго и остатки восстановленных дворцов Буча и Бизанти, а также многочисленные остатки архитектурных скульптур — порталы, трилистники, двулистники и другие рельефные украшения. Помимо местных строителей, каменщиков и скульпторов, среди которых особое место занимает которский францисканский монах Вита, основатель монастыря Дечани, в Которе имеются работы мастеров из других прибрежных городов и даже иностранных мастеров. Среди мастеров были особенно заметны ювелиры, чьи работы были широко известны, а некоторые из них работали и в других странах.
Среди их творений искусства и мастерства — религиозных, торжественных и первоклассных — которые хранятся в сокровищнице собора и других церквях, особое место занимает позолоченная серебряная рака в соборе. В течение 13 и 14 веков в Которе действует группа художников, известная в науке как pictores graeci.
Письменные источники которского архива упоминают имена Николы и Манойла в начале, а Георгия — в конце 14 века. Некоторые из «греческих художников» расписывали собор Марии Коледжаты, из чего сохранились только фрагменты. Мало что сохранилось в наши дни и от известнейшего которского художника по имени Ловро Маринов Добричевич, которому принадлежат фрески в церкви Св. Анны и живопись на доске в соборе с Богоматерью и Христом на одной стороне и Ecce Homo — на другой. В стиле барокко строятся несколько церквей (Св. Иосифа, Gospe od Andjela, Св. Дух), дворцов (Пима, Грубоня, Гргурина) и гражданских домов, в то время как многие объекты, сакральные и профанные, выполнялись в стиле барокко.
Потребность в живописных и скульптурных работах обычно восполняли импортом из Венеции. В городе работало мало местных мастеров, таких как отец Дезидерио Которанин или иностранных, как, например, Франческо Кабианка, венецианский скульптор, который в начале 18 века создал свои лучшие работы именно в Которе.
Последние крупные строительные работы в центре города состоялись в австро-венгерское правление, когда в конце 19-го и в начале 20 века построено несколько зданий, общественных и частных, в духе отделения, и которые не попадают в единый городской материал древнего Котора.
Из-за подлинности и общей культурно-исторической ценности, как вековая связь между Средиземноморьем и Балканами, Котор занесён в список ЮНЕСКО, как часть всемирного природного и культурного наследия.

Комментарии закрыты.